Увеличена пошлина за лицензирование в сфере связи

Увеличена пошлина за лицензирование в сфере связи

 

        Подписан и опубликован Федеральный закон от 28.09.2023 № 497-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 333-33 и 333-40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Закон предусматривает увеличение до одного миллиона рублей государственной пошлины за выдачу лицензий на оказание услуг связи, содержащих требование о реализации на сетях операторов СОРМ (комплекс технических средств и мер, предназначенных для проведения оперативно-разыскных мероприятий).

 

        Пошлины, связанные с продлением лицензий в области связи (750 рублей), внесением изменений в реестр лицензий (750 рублей), внесением изменений в реестр лицензий на основании заявления о внесении изменений в реестр лицензий или переоформление лицензии, связанные с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности (3500 рублей) остались без изменений.

 

        Особенностью регулирования взимания повышенной пошлины, стала возможность зачесть пошлину при повторной подаче заявки на получение лицензии, если в ее выдачи было отказано по основанию наличия в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации.

 

          Перечни лицензионных требований для лицензий в области связи определены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2385 "О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи").

 

          Требования к реализации СОРМ установлены в отношении следующих лицензий:

 

· Услуги местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа.

· Услуги междугородной и международной телефонной связи.

· Услуги телефонной связи в выделенной сети связи.

· Услуги внутризоновой телефонной связи.

· Услуги местной телефонной связи с использованием таксофонов.

· Услуги телеграфной связи.

· Услуги связи персонального радиовызова.

· Услуги подвижной радиосвязи в сети связи общего пользования.

· Услуги подвижной радиосвязи в выделенной сети связи.

· Услуги подвижной радиотелефонной связи.

· Услуги подвижной спутниковой радиосвязи.

· Услуги связи по предоставлению каналов связи.

· Услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации.

· Услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации.

· Телематические услуги связи.

· Услуги связи для целей проводного радиовещания.

· Услуги почтовой связи.

 

         Соответственно получение каждой из перечисленных лицензий потребует оплаты одного миллиона рублей. Напротив, перечисленные ниже лицензии не содержат требований о реализации СОРМ, а следовательно и пошлина при их выдачи составит, как и ранее 7500 рублей:

 

· Услуги местной телефонной связи с использованием средств коллективного доступа.

· Услуги связи для целей кабельного вещания.

· Услуги связи для целей эфирного вещания.

 

        Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту об увеличении пошлины, реализация требований СОРМ на сетях связи направлена на обеспечение безопасности граждан и государства. Телефонные звонки об угрозах террористических актов и с мошенническими целями осуществляются с использованием подмены номера и в связи с этим обнаружить местонахождение звонившего затруднительно. Эти действия причиняют значительный ущерб интересам государства и общества.

 

         Отмечается, что недобросовестные субъекты предпринимательской деятельности, в действиях которых выявлены нарушения реализации СОРМ, обращаются в Роскомнадзор с заявлением о прекращении действия лицензии на оказание услуг связи и сразу же подают заявление на получение аналогичной новой лицензии.При этом у Роскомнадзора отсутствуют основания для отказа в прекращении действия действующей лицензии и выдачи новой лицензии на оказание услуг связи.

 

          В настоящее время стоимость получения новой лицензии несоизмеримо меньше размера действующих штрафов за административные правонарушения в части внедрения СОРМ, а с учетом дальнейшего повышения штрафов эта разница будет еще больше, что позволит путем получения новой лицензии избежать оплаты штрафа.

 

         Увеличение стоимости получения лицензий в области связи до размеров, сопоставимых с размером штрафа за административное правонарушение в части внедрения СОРМ и стоимостью подключения соответствующего оборудования или его аренды приведет к сокращению недобросовестных операторов связи, а также повышению эффективности выполнения требований законодательства об обеспечении СОРМ со стороны операторов связи, мотивированных на качественную и добросовестную работу.

 

           В пояснительной записки пошлина ассоциируется со штрафом, предусмотренным ст. 13.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение обязанности по реализации требований СОРМ. В какой-то мере такая пошлина призвана заменить такой штраф и взиматься с каждого, кто только намеревается осуществлять лицензионную деятельность.

 

           Штраф и пошлина имеют разную правовую природу. Оплата повышенной пошлины не будет находиться в прямой зависимости от добросовестного исполнения операторами связи требований к реализации СОРМ. Скорее наоборот, оплатив такую пошлину, оператор будет стараться экономить на других расходах, включая расходы на реализацию СОРМ. Скорее из текста пояснительной записки напрашивается вывод о том, что повышенная пошлина имеет заградительный характер, она направлена на недопущение к рынку телекоммуникационных услуг экономических субъектов, не имеющих достаточного стартового капитала.

 

        Необходимо отметить, что пошлина до 2010 года также имела некоторое регуляторное значение. Ее размер определялся в зависимости от количества регионов, на которые выдавалась лицензия (15000 рублей за регион). Со временем такой подход был пересмотрен. Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. № 374-ФЗ было изменено законодательство о пошлинах. В результате принятых изменений была предусмотрена уплата государственной пошлины за совершение любых юридически значимых действий, связанных с лицензированием, в том числе и действий, связанных с лицензированием деятельности в области услуг связи. В соответствии с подпунктом 92 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2009 г. № 374-ФЗ) за следующие действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием, должна уплачиваться государственная пошлина, в частности:

 

- за предоставление лицензии в размере – 2 600 рублей;

- за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, в размере - 200 рублей;

- за выдачу дубликата, подтверждающего наличие лицензии, в размере – 200 рублей;

- за продление срока действия лицензии в размере - 200 рублей.

 

          В дальнейшем пошлина была увеличена до 7500 рублей. Такая сумма пошлины действительно отражает стоимость государственных услуг за совершение в отношении юридически значимых действий. Ее размер не создает заградительных барьеров для предпринимателей.

 

           Ставка увеличенной пошлины вступит в силу с 01 января 2024 года. За октябрь – декабрь 2023 года стоит ожидать рост обращений за получением или обновлением лицензий в области связи, тем более, что в настоящий момент пошлина за лицензирование в области не взимается. Лицензии получать и компании, создаваемые под дальнейшую их продажу, так как их стоимость таких компаний в зависимости от количества полученных ими сейчас лицензий, может вырасти после 01 января 2024 года в миллионы раз. Можно предположить и рост тарифов на услуги связи в некоторой перспективе. Более негативным последствием может стать уход с рынка небольших операторов, обслуживающих малонаселенные и удаленные места проживания людей.

 

           Адвокат Титов Александр Сергеевич

 

           Контакты для консультаций +7(495)643-97-24