Требования к вещанию реклaмного телеканала

Требования к вещанию реклaмного телеканала

 

1) Требования к началу вещания телеканала

 

1.1. В соответствии со ст.15 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее закон “О СМИ”) регистрация средства массовой информации может быть признана недействительной судом в порядке административного судопроизводства по заявлению регистрирующего органа, в случае если средство массовой информации не выходит в свет (в эфир) более одного года.

 

Для выхода в свет телеканала через аудиовизуальные платформы необходимо зарегистрировать телеканал в качестве СМИ. В соответствии с пп.5 п.1 ст.10.5 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ владелец аудиовизуального сервиса (владелец сайта (ОТТ сервиса), вещающего в сети Интернет) обязан соблюдать требования законодательства Российской Федерации, и в частности не допускать распространения телеканала, не зарегистрированного в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации".

 

Перечень таких сервисов приведен на сайте, государственного органа (Роскомнадзор)
https://rkn.gov.ru/opendata/7705846236-AudiovisualService-table/. В перечне перечислены все крупные аудиовизуальные (ОТТ) сервисы России, с число зрителей более 100 000 в сутки. Роскомнадзор осуществляет регистрацию средства массовой информации, включая телеканалы, а также предоставление лицензий на вещание телеканалов, ведет реестр аудиовизуальных сервисов России.

 

Для вещания телеканала в кабельной сети необходимо, помимо регистрации телеканала в Роскомнадзоре, получить вещательную (универсальную) лицензию (ст.31 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации"). Вещание телеканала в эфире (наземное эфирное вещание и спутниковое вещание) требует наличие соответствующих радиочастот у вещателя. Право на использование радиочастот они получают, как правило, по итогам конкурсного отбора. Такие вещатели могут взять телеканал в свой пакет вещания, заключив договор о предоставлении права вещания с учредителем соответствующего телеканала и включив телеканал в свою вещательную лицензию.

 

Таким образом, для соблюдения требований о выходе телеканала в свет (телеканал не должен выходит в свет более одного года) необходимо совершить одно из следующих действий:

-заключить договор с аудиовизуальным сервисом на трансляцию телеканала и начать в нем вещать;

–заключить договор с вещателем спутникового телевиденья, который включить в свою вещательную лицензию телеканал и будет его вещать;

-оформить собственную универсальную вещательную лицензию, по которой начать вещать телеканал в кабельной (IPTV) сети.

Каждый из перечисленных способов позволит избежать риска признания недействительной записи о регистрации телеканала в качестве СМИ.

 

1.2. В соответствии с Положением о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утв. Постановление Правительства РФ от 23.09.2020 N 1529 лицензиат обязан соблюдать дату начала вещания (п.4 Положения). Дата начала вещания указывает непосредственно в самой лицензии и является лицензионным требованием.

 

В соответствии со ст.37.7 Закона “О СМИ” лицензирующий орган в пределах своей компетенции выдает лицензиату предписание об устранении выявленного нарушения или о недопустимости совершения нарушения в случае выявления лицензирующим органом нарушения лицензиатом лицензионных требований. При выдаче такого предписания лицензирующий орган предупреждает лицензиата о приостановлении действия лицензии в случае невыполнения лицензиатом в установленный срок такого предписания.

 

Предписание с указанием основания выдачи предписания и срока, необходимого для устранения лицензиатом нарушения и составляющего не менее трех дней, но не более трех месяцев, доводится в письменной форме лицензирующим органом до лицензиата в течение двух рабочих дней со дня его выдачи. Срок устранения выявленного нарушения исчисляется со дня получения лицензиатом предписания лицензирующего органа об устранении выявленного нарушения.

 

Лицензирующий орган приостанавливает действие лицензии на срок не более трех месяцев в случае невыполнения лицензиатом в установленный срок предписания лицензирующего органа об устранении выявленного нарушения или в случае выявления лицензирующим органом грубого нарушения лицензионных требований. Решение о приостановлении действия лицензии с указанием основания его принятия и срока приостановления действия лицензии доводится в письменной форме лицензирующим органом до лицензиата в течение двух рабочих дней со дня принятия этого решения.

 

В срок, установленный для устранения выявленного нарушения, либо в срок приостановления действия лицензии лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении нарушения, повлекшего за собой выдачу такого предписания или принятие решения о приостановлении действия лицензии, с приложением документов и материалов, подтверждающих устранение выявленного нарушения.

 

В случае, если в течение срока приостановления действия лицензии лицензиат не устранил нарушение, повлекшее за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Одним из оснований для аннулирования лицензии в судебном порядке является неустранение лицензиатом в установленный лицензирующим органом срок нарушения, повлекшего за собой приостановление действия лицензии.

 

В случае устранения лицензиатом нарушения, повлекшего за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган обязан принять решение о возобновлении ее действия.

 

Таким образом, в случае если не было начато вещание в срок установленной лицензией, лицензирующий орган вправе выдать предписание об устранении нарушения в части начала вещания сроком до трех месяцев. Если предписание не исполнено, Роскомнадзор принимает решение о приостановлении действия лицензии на срок до трех месяцев. В случае если нарушение не было устранено в срок приостановления действия лицензии, лицензирующий орган обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

 

Вещатель имеет возможность перенести срок начала вещания, обратившись в Роскомнадзор с заявление о внесении изменений в срок начала вещания в целях его переноса на другую дату.

 

1.3. Факт неосуществления лицензиатом телевизионного вещания более трех месяцев является еще одним основанием для выдачи лицензирующим органом предписания об устранении нарушения (ст.37.7 Закона “О СМИ”). В этом случае должна соблюдаться та же процедура, что и была описана выше в п.1.2. -лицензирующий орган вправе выдать предписание об устранении нарушения в части неосуществления лицензиатом телевизионного вещания более трех месяцев. Если предписание не исполнено, Роскомнадзор принимает решение о приостановлении действия лицензии на срок до трех месяцев. В случае если нарушение не было устранено в срок приостановления действия лицензии, лицензирующий орган обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

 

2.Требования к выходным данным

 

Одним из лицензионных требований вещательной лицензии (пп.а) п.4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утв. Постановление Правительства РФ от 23.09.2020 N 1529) является соблюдение требований об объявлении выходных данных телеканала, установленных статьей 27 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации".

 

Согласно ст.27 закона “О СМИ” вещание телеканала должно сопровождаться объявлением (не реже четырех раз в сутки при непрерывном вещании) наименования (названия) телеканала. Каждый выход в эфир телепрограммы должен сопровождаться объявлением наименования (названия) телепрограммы. При каждом выходе в эфир телепрограмм они должны сопровождаться сообщением об ограничении их распространения, телепрограммы, также знаком информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Зарегистрированное средство массовой информации обязано указывать в выходных данных зарегистрировавший его орган и регистрационный номер.

 

Таким образом, в отношении телеканала должны соблюдаться следующие требования:

-не реже четырех раз в сутки в эфире телеканала должно выходить указание на название телеканала;

- при указании на название телеканала необходимо указывать также и сведения о зарегистрировавшем его органе и регистрационном номере.

 

Выходящие на телеканале телепрограммы должны содержать указание на их наименование. В отношении требований к возрастной маркировки, информация приведена ниже в п.3.

 

3. Возрастная маркировка

 

Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" от 29.12.2010 N 436-ФЗ регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции. Согласно пп.4 п.2 ст.1 указанного закона, закон не распространяется на отношения в сфере рекламы.

 

Согласно ст.36 закона “О СМИ” распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе.

 

В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

 

Требования к телевизионной рекламе приведены в ст.14 закона “О рекламе”. Вместе с тем, согласно п.11 ст.14 закона, требования, установленные частями 1 - 10, 14.1 ст.14 закона “О рекламе”, не распространяются на телепрограммы, которые зарегистрированы в качестве средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах реклaмного характера, и транслируются на основании лицензии на вещание, при условии, что в таких телепрограммах продолжительность рекламы составляет восемьдесят и более процентов времени фактического вещания в течение суток.

 

Исходя из положений части 10.1 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" от 29.12.2010 N 436-ФЗ, без указания категории данной информационной продукции. Буквальное толкование положений данной нормы позволяет сделать вывод о том, что речь в последнем случае идет исключительно о рекламе информационной продукции. Информационная продукция – это предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", и сетей подвижной радиотелефонной связи.

 

Таким образом, в случае если рекламировать предполагается товары и услуги, а не информационную продукцию, на телеканал не будут распространяться требования ч. 1 - 10, 14.1 ст.14 закона “О рекламе”, а также требования федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" от 29.12.2010 N 436-ФЗ.

 

В части требований к реклaмному телеканалу, сохраняются требования ст.14 закона “О рекламе” в части требований к уровню громкости (п.12 ст.14 закона), запрет на рекламу, транслируемых в соответствии с Федеральным законом от 13 января 1995 года N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" (п.13 ст.14 закона), запрет на рекламу в дни траура, объявленные в Российской Федерации (п.14 ст.14 закона).

 

Реклaмным телеканалов должны соблюдаться общие требования к рекламе (ст.5 закона), требования к защите несовершеннолетних в рекламе ст.6 закона), запрет на рекламу отдельных объектов (ст.7 закона), требования к рекламе товаров при дистанционном способе их продажи (ст.8 Закона), требования к рекламе о проведении стимулирующих мероприятий (ст.9 Закона), требований к социальной рекламе (ст.10 закона), требования к сроку хранению реклaмных материалов, а также договоров на производство, размещение и распространение рекламы (ст.12 закона), требования к рекламе отдельных товаров и услуг, определенных главой 3 закона.

 

4.Обязательный экземпляр

 

Согласно ст.1 Федерального закона "Об обязательном экземпляре документов" от 29.12.1994 N 77-ФЗ обязательный экземпляр документов (далее - обязательный экземпляр):

- экземпляры различных видов тиражированных документов и экземпляры печатных изданий в электронной форме, подлежащие безвозмездной передаче производителями в соответствующие организации в порядке и количестве, установленных настоящим Федеральным законом;

-документ - материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения;

-производитель документов - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, осуществляющие подготовку, публикацию (выпуск) и рассылку (передачу, доставку) обязательного экземпляра (издатель, редакция средства массовой информации, производитель фонограммы, производитель аудиовизуальной продукции, организация по производству телерадиопродукции и телерадиовещательная организация, организации, осуществляющие научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, организации, на базе которых созданы советы по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (далее - диссертационные советы), и иные лица, осуществляющие подготовку, публикацию (выпуск) и рассылку (передачу, доставку) обязательного экземпляра).

 

Согласно ст.3 указанного закона аудиовизуальная продукция - кино-, видео-, фоно-, фотопродукция и ее комбинации, созданные и воспроизведенные на любых видах носителей. В соответствии со ст.12 закона производители аудиовизуальной продукции в целях ее учета, хранения и использования в государственных архивах и библиотечно-информационных фондах документов доставляют во Всероссийскую государственную телевизионную и радиовещательную компанию по два обязательных экземпляра фонопродукции, кинопродукции в виде позитивных копий, а также по два обязательных экземпляра видеопродукции, аудиовизуальной продукции на электронных носителях, созданной для телевидения и радиовещания, не позднее чем через месяц со дня ее выхода в эфир.

 

Используемый в законе понятийный аппарат имеет отличия от того понятий, используемых в других законах. В законе “О СМИ” и в законе о рекламе используют понятие телеканала и телепрограмм. Вместе с тем, не вдаваясь в указанные различия в целях найти общее или различия между аудиовизуальной продукции и телевизионной продукции следует отметить, что согласно позиции Роскомнадзора передавать реклaмную продукцию как обязательный экземпляр не нужно (“Сдавать на хранение в ВГТРК записи рекламы, вышедшей в эфир канала, не нужно” https://77.rkn.gov.ru/p7872/p19393/скриншот ниже). Полагаю, что есть возможность опираться на данную позиция и не направлять записи рекламы в ВГТРК.

 

 

5. Извещение о заключении договора с оператором связи

 

Согласно ст.31.9 закона “О СМИ” лицензиат представляет в лицензирующий орган сведения об операторах связи, осуществляющих трансляцию телеканала, радиоканала по договору с вещателем таких телеканала или радиоканала, и о лицах, распространяющих телеканал, радиоканал в неизменном виде по договору с вещателем таких телеканала или радиоканала, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Такие сведения представляются в срок не позднее десяти дней с даты начала трансляции или распространения телеканала, радиоканала, осуществляемых указанными лицами.

 

Сведения о планируемом расторжении договоров с указанными лицами представляются в срок не позднее чем за тридцать дней до даты прекращения трансляции или распространения телеканала, радиоканала, в иных случаях расторжения данных договоров - в течение трех рабочих дней со дня возникновения оснований для прекращения трансляции или распространения телеканала, радиоканала.

 

Информация об изменении сведений, указанных в направленных ранее уведомлениях об операторах связи, осуществляющих трансляцию телеканала, радиоканала по договору с вещателем таких телеканала или радиоканала, и о лицах, распространяющих телеканал, радиоканал в неизменном виде по договору с вещателем таких телеканала или радиоканала, представляется в срок не позднее тридцати дней с даты изменения указанных сведений.

 

Приказом Роскомнадзора от 17.01.2012 N 11 утвержден порядок представления вещателем в лицензирующий орган сведений об операторах связи, осуществляющих трансляцию телеканала, радиоканала по договору с вещателем таких телеканала или радиоканала, и о лицах, распространяющих телеканал, радиоканал в неизменном виде по договору с вещателем таких телеканала или радиоканала. Рекомендуемые формы уведомлений приведены в Приказа Роскомнадзора от 03.06.2013 N 591 (ред. от 28.08.2014) "Об утверждении типовых форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в процессе лицензирования отдельных видов деятельности".

 

6. Соблюдение других лицензионных условий

 

Перечень лицензионных условий приведен в п.4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утв. Постановление Правительства РФ от 23.09.2020 N 1529. Лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату, являются:

 

а) соблюдение лицензиатом следующих параметров телевизионного вещания или радиовещания, предусмотренных реестром лицензий:

· вещание предусмотренного лицензией телеканала или радиоканала.

· вещание в пределах территории распространения телеканала или радиоканала, предусмотренной лицензией.

· соблюдение объемов вещания, периодичности и времени вещания;

· соблюдение даты начала вещания.

· вещание телеканала или радиоканала в определенной лицензией среде вещания - для вещателей, не являющихся редакцией распространяемого лицензиатом телеканала или радиоканала;

· вещание на выделенных конкретных радиочастотах - в случае наземного эфирного либо спутникового вещания;

· вещание телеканала или радиоканала на предусмотренной лицензией конкретной позиции в мультиплексе - в случае наземного эфирного цифрового вещания;

· соблюдение параметров спутникового вещания - для спутникового вещания;

· соблюдение программной направленности телеканала или радиоканала, а для вещателей, осуществляющих вещание с использованием ограниченного радиочастотного ресурса, право на использование которого получено по результатам торгов, - соблюдение программной концепции вещания.

 

б) наличие у лицензиата статуса редакции распространяемого лицензиатом телеканала или радиоканала, подтверждаемого уставом редакции или сведениями из государственной информационной системы в области средств массовой информации, - в случае, предусмотренном частью третьей статьи 31 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации";

 

в) наличие у лицензиата договора с редакцией распространяемого лицензиатом телеканала или радиоканала - в случае, предусмотренном частью четвертой статьи 31 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации";

 

г) представление в лицензирующий орган сведений об операторах связи, осуществляющих трансляцию телеканала или радиоканала по договору с вещателем такого телеканала или радиоканала, и о лицах, распространяющих телеканал или радиоканал в неизменном виде по договору с вещателем такого телеканала или радиоканала, в сроки, указанные в статье 31.9 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", в порядке, установленном Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;

 

д) соблюдение вещателем опубликованных в соответствии с пунктом 8 Положения о проведении конкурса на получение права осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание с использованием конкретных радиочастот, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2012 г. N 25 "О выделении конкретных радиочастот для вещания с использованием ограниченного радиочастотного ресурса (наземного эфирного вещания, спутникового вещания), проведении конкурса, взимании единовременной платы за право осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание с использованием конкретных радиочастот и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", условий осуществления эфирного вещания с использованием конкретных радиочастот, определенных по результатам торгов (конкурса, аукциона), - в случае осуществления эфирного вещания с использованием радиочастот, определенных по результатам торгов (конкурса, аукциона);

 

е) соблюдение требований об объявлении выходных данных телеканала, радиоканала, телепрограммы и радиопрограммы в составе соответственно телеканала или радиоканала, установленных статьей 27 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации";

 

ж) распространение редакцией распространяемого лицензиатом телеканала или радиоканала обязательных сообщений, предусмотренных статьей 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"; В указанное статье приведены случаи, когда обязательно распространение информации в эфире телеканала, как например, вступившее в законную силу решение суда, содержащее требование об опубликовании такого решения через данное средство массовой информации, поступившее от органа, зарегистрировавшего данное средство массовой информации, сообщение, касающееся деятельности редакции.

 

з) соблюдение ограничений, предусмотренных статьей 19.1 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"; Статья 19.1 закона “О СМИ” запрещает прямое или косвенное иностранное влияние на деятельности редакции телеканала и вещателя телеканала. Не должно быть прямого участия иностранцев в уставном капитале вещателя. Не должно быть договоров с иностранным элементом, которые бы влияли на редакционную политику.

 

и) распространение соответствующих общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов на территории проживания населения Российской Федерации - для лицензиатов - вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов;

 

к) наличие договора с оператором связи, осуществляющим эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, определенным в соответствии с пунктом 2 статьи 19.2 Федерального закона "О связи", - для лицензиатов - вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов;

 

л) обеспечение лицензиатом - вещателем телеканала доступности для инвалидов по слуху продукции средства массовой информации в объеме не менее 5 процентов объема вещания в неделю (без учета телепрограмм, телепередач, идущих в эфир без предварительной записи);

 

Аналогичное требование закреплено в ст.31 закона “О СМИ”. Согласно п.31 Приказа Минкомсвязи России от 25.04.2014 N 108 (ред. от 07.12.2016) "Об утверждении Методических рекомендаций об особенностях обеспечения информационной доступности в сфере теле-, радиовещания, электронных и информационно-коммуникационных технологий" необходимо обеспечивать адаптацию телеканалов следующими способами (средствами):

 

а) субтитрирование;

б) скрытое субтитрирование;

в) перевод на русский жестовый язык;

г) способом "бегущей строки";

д) иными способами (средствами) по согласованию с общественной организацией инвалидов по слуху, имеющей структурные подразделения на территориях более половины субъектов Российской Федерации. В случае отсутствия отказа в согласовании от указанной организации в течение тридцати календарных дней после поступления соответствующего запроса, предложенные способы (средства) считаются согласованными.

 

Учитывая специфику реклaмного телеканала, скорее всего будет использоваться бегущая строка или субтитры при самой рекламе продукции. В любом случае необходимо данное требование реализовать закона “О СМИ”, обеспечив не менее 5 процентов объема вещания в неделю с доступной для прочтения информации, идущей в эфире.

 

м) в случае распространения лицензиатом материалов, произведенных и (или) распространенных иностранным агентом, - распространение таких материалов с указанием на то, что они произведены и (или) распространены иностранным агентом.

 

7. Обязательное хранение записи эфира

 

Согласно ст.34 закона “О СМИ” В целях обеспечения доказательств, имеющих значение для правильного разрешения споров, редакция радио-, телепрограммы обязана:

· сохранять материалы собственных передач, вышедших в эфир в записи;

· фиксировать в регистрационном журнале передачи, вышедшие в эфир.

 

В регистрационном журнале указываются дата и время выхода в эфир, тема передачи, ее автор, ведущий и участники.

 

Сроки хранения:

· материалов передач - не менее одного месяца со дня выхода в эфир;

· регистрационного журнала - не менее одного года с даты последней записи в нем.

 

Аудио- и видеозаписи вышедших в эфир радио- и телепрограмм, содержащих предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, хранятся в соответствующей организации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, не менее 12 месяцев со дня выхода указанных программ в эфир. Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, обязаны бесплатно предоставлять копии указанных радио- и телепрограмм по требованию избирательных комиссий, комиссий референдума.

 

8. Получение денежных средств от нерезидентов

 

В соответствии со ст.19.2 закона “О СМИ” в случае получения редакцией средства массовой информации, вещателем или издателем денежных средств от иностранного государства, международной организации, иностранной организации, от иностранного агента, иностранного гражданина, лица без гражданства, а также от российской организации, участниками и (или) учредителями которой являются указанные лица, редакция средства массовой информации, вещатель или издатель обязаны один раз в квартал (отчетный период) не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным периодом, предоставить информацию о получении денежных средств от указанных лиц посредством направления соответствующего уведомления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.

 

Обязанность, предусмотренная частью первой настоящей статьи, не распространяется на случаи получения редакцией средства массовой информации, вещателем или издателем денежных средств:

 

1) от учредителя соответствующего средства массовой информации;

2) от распространения рекламы;

3) от распространения продукции соответствующего средства массовой информации;

4) в сумме, составляющей менее пятнадцати тысяч рублей, полученных редакцией средства массовой информации, вещателем или издателем единовременно.

 

Правила предоставления информации о получении редакцией средства массовой информации, вещателем или издателем денежных средств от иностранного государства, международной организации, иностранной организации, иностранного агента, иностранного гражданина, лица без гражданства, а также от Российской организации, участниками и (или) учредителями которой являются указанные лица, утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.04.2016 N 368.

 

9.Выход в эфир

 

В соответствии со ст.26 закона “О СМИ” распространение продукции средства массовой информации допускается только после того, как главным редактором дано разрешение на выход в свет (в эфир).

 

Действующим законодательством не определен обязательный способ разрешения или вид документа, который подтверждает наличие разрешения главного редактора на выход в эфир. Каждое СМИ с данным вопросом определяется самостоятельно.

 

Вместе с тем, Роскомнадзор считает, что разрешение должно содержать:

- имя, фамилию главного редактора СМИ, его подпись;

- дату и время разрешения на выход в эфир;

- перечень передач, на которые дано разрешение с указанием планируемой даты и времени выхода их в эфир, а также наименование СМИ, в составе которого они будут распространены.

(Источник: https://77.rkn.gov.ru/p7872/p19393/ )

 

10. Требований Федерального Закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

 

Согласно п.2 и 3 ст.16 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции" не допускается демонстрация табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов и процесса потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов и процесса потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, за исключением случаев, если такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла.

 

При демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий, процесса потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, вещатель или организатор демонстрации должен обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака или никотинсодержащей продукции непосредственно перед началом или во время демонстрации такого произведения, такой программы.

 

11.Требования к рекламе при дистанционном способе продажи

 

В соответствии со ст.26.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" Договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.

 

Продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

 

Потребителю в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлена информация о товаре, предусмотренная статьей 10 настоящего Закона, а также предусмотренная пунктом 4 настоящей статьи информация о порядке и сроках возврата товара.

 

Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней.

 

В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.

 

Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.

 

Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.

 

При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.

 

Детально требования к дистанционной торговле приведены в Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463 "Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

 

Требования к рекламе товаров при дистанционном способе их продажи определены ст.8 закона “О рекламе”. В рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; фамилия, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем и применяющего специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" на период действия Федерального закона от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход".

 

Таким образом, при рекламе продажи дистанционным способом должны приводиться сведения о продавце - наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица. Также необходима в рекламе адресация на сайт продавца с указание на возможность ознакомиться на сайте с информацией об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

 

12. Лицензионный договор с организациями, осуществляющими коллективное управление авторскими и смежными правами

 

Согласно ст.1242 ГК РФ авторы, исполнители, изготовители фонограмм и иные обладатели авторских и смежных прав в случаях, когда осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднено или когда настоящим Кодексом допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения, могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе (организации по управлению правами на коллективной основе - ОКУП).

 

Договор с ОКУП позволяет использовать музыкальные произведения без заключения отдельного договора с правообладателем соответствующего произведения. При этом в рамках договора предполагается, что через платежи ОКУП, пользователь выплачивает соответствующее вознаграждение автору музыкального произведения (изготовителю фонограммы). Вместе с тем, согласно п.2 ст.1243 ГК РФ, если лицензионный договор с пользователем заключает непосредственно правообладатель, организация по управлению правами на коллективной основе может собирать вознаграждение за использование объектов авторских и смежных прав только при условии, что это прямо предусмотрено указанным договором. Следовательно, при использовании произведений на основании договора с правообладателем, заключать отдельный договор с ОКУП на сбор им отчислений в пользу авторов (изготовителей фонограмм) не требуется.

 

Адвокат Титов Александр Сергеевич 

 

Телефон для консультаций +7(495)643-97-24