О предлагаемой ответственности за неисполнение блокировки доступа к сайту

О предлагаемой ответственности за неисполнение блокировки доступа к сайту

Минкомсвязи разместило на сайте http://regulation.gov.ru/  для обсуждения проект Федерального закона, направленный на установление административной ответственности для оператора связи  за неисполнение требования об ограничении доступа к сайту . Также ответственность предлагается ввести в отношении хостинг провайдеров и операторов связи за несвоевременное возобновление доступа к разблокированным сайтам.

 

В   КоАП предлагается дополнить  статьей 13.32 следующего содержания:

 

«Статья 13.32 Неисполнение оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязанности по  ограничению доступа к сайту в сети «Интернет», сетевой адрес которого внесен в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено

 

1.   Неисполнение оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязанности по ограничению доступа к сайту в сети «Интернет», сетевой адрес которого внесен в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти до ста тысяч рублей.

2.   Неисполнение провайдером хостинга и (или) оператором связи обязанности по возобновлению доступа к сайту в сети «Интернет» в течение суток после получения уведомления  федеральный орган исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи,  и (или) оператора реестра об исключении доменного имени, указателя страницы сайта в сети «Интернет» и сетевого адреса (сетевых адресов) из единого реестра, -

влечет наложение административного штрафа на физических лиц в размере от двухсот до пятисот рублей; должностных лиц в размере от трех до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;  на юридических лиц - от пятидесяти до ста тысяч рублей.».

 

     Напомним, что в соответствии с п. 10 ст. 15.1 Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети "Интернет", содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан ограничить доступ к такому сайту в сети "Интернет". Здесь нужно отметить, что согласно п.8 той же статьи  в течение суток с момента получения от провайдера хостинга уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в реестр владелец сайта в сети "Интернет" обязан удалить интернет-страницу, содержащую информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В случае отказа или бездействия владельца сайта в сети "Интернет" провайдер хостинга обязан ограничить доступ к такому сайту в сети "Интернет" в течение суток. Предлагаемый законопроект не возлагает ответственности на хостинг-провайдера и владельца сайта за неисполнение этих требований закона.

  

       Что касается возобновления доступа, сам закон N 149-ФЗ не определят четко процедуру возобновления. Срок возобновления доступа определен не законом, а п.15 Постановления Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101 "О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" согласно которого на основании уведомлений Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператора реестра, предусмотренных пунктом 14 настоящих Правил, провайдер хостинга и (или) оператор связи в течение суток обязаны возобновить доступ к такому сайту в сети "Интернет".

 

      Таким образом, фактически устанавливается ответственность за несоблюдение правил, установленных Постановлением Правительства. В то время как п. 3 ст. 15.1 закона устанавливает, что создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Таким образом, по смыслу этой нормы, порядок может регламентировать деятельности Роскомнадзора, но не как ни оператора связи и хостинг провайдеров, не имеющих отношение собственно к созданию, формированию и ведению реестра сайтов.

 

Титов А.С.