Правовые аспекты деятельности MVNO в России – правовой статус, права и обязанности MVNO

                                                        ДОКЛАД

Правовые аспекты деятельности MVNO в России – правовой статус, права и обязанности MVNO

1.    Нормативно – правовая база деятельности MVNO:

1.    Гражданский кодекс РФ
2.    Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи"
3.    Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1"О защите прав потребителей"
4.    Постановление Правительства РФ от 25.05.2005 N 328 "Об утверждении Правил оказания услуг подвижной связи"
5.    Постановление Правительства РФ от 18.02.2005 N 87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий"
6.    Постановление Правительства РФ от 13.07.2004 N 350 "Об утверждении Правил распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации".
7.    Правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденными Постановление Правительства РФ от 28.03.2005 N 161
8.    Приказ Минкомсвязи РФ от 30.08.2011 N 215 "О мерах по дальнейшей реализации бизнес-модели виртуальных сетей подвижной радиотелефонной связи, в части использования ресурса нумерации"
9.    Приказ Минкомсвязи РФ от 29.12.2008 N 116 "Об утверждении Требований к оказанию услуг подвижной радиотелефонной связи при использовании бизнес-модели виртуальных сетей подвижной радиотелефонной связи"
10.    Приказ Мининформсвязи РФ от 08.08.2005 N 98 "Об утверждении Требований к порядку пропуска трафика в телефонной сети связи общего пользования"
11.    Приказ Мининформсвязи РФ от 08.08.2005 N 97 "Об утверждении требований к построению телефонной сети связи общего пользования"

2.    Лицензирование виртуальных операторов.

    На сегодняшний день существует 62 лицензированных оператора и выдано 86 лицензий на данный вид услуг (согласно базе Роскомнадзора : http://www.rsoc.ru/communication/register/license/). Несмотря на то, что лицензии операторам выдаются, говорить о их массовости нельзя. Однако еще никому из операторов виртуальных сетей Россвязью не была выделена нумерации.  В московском Управлении Роскомнадзора фактически не имеют практики работы с виртуальными операторами.  Причинами этого во многом является то, что Приказ Минкомсвязи № 116 от 29.12.2008, которым была формализована данная схема, появился сравнительно недавно. Вопрос с нумерацией виртуальных операторов длительное время не решался. В декабре 2010 года вышел 176-й Приказ Минкомсвязи, регулирующий вопросы закрепления нумерации, который был отменен через 15 дней. Новая редакция данного приказа вышла лишь 30.08.2011 года.

    По собственным наблюдениям можно сказать, что количество желающих получить данный вид лицензии в последнее время увеличилось. Это связано не только с попыткой Министерства решить вопрос с нумерацией виртуальных операторов, но и с изменением правового регулирования деятельности платежных агентов.

Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" ограничил максимальное количество участников в цепочке расчетов за услуги связи. Таким образом, те компании, которые ранее выступали агентами в поиске клиентов и получении % от абонентского трафика стали дополнительным звеном между поставщиком услуги (лицензированным оператором связи), оператором по приему платежей (платежными системами) и субагентами (владельцами терминалов).  В этой цепочки отсутствует место для агента, распространяющего услуги, т.к. сам по себе статусом поставщика услуг (оператора связи) он не обладает. Компания, получив лицензию виртуального оператора, может осуществлять как продвижение услуг под собственным брендом, так и наладить поступление за них платежей, используя ресурс платежных систем.

Сейчас можно говорить о двух мотивах обращения в лицензирующий орган за получением лицензии на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи – продвижение собственного бренда, а  также возможность использования платежных систем для получения процента от стоимости трафика.


Законодательство в области лицензирования виртуальных операторов связи включает:

 Главу 6 Федерального закона от 07.07.2003 г. №126-ФЗ “О связи”, 
ФЗ от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”,
Постановление Правительства РФ от 18.02.2005 N 87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий",
 Приказ Мининформсвязи РФ от 22.03.2005 N 32 "Об утверждении требований к содержанию описания сетей связи и средств связи, с использованием которых будут оказываться услуги связи",
Приказ Мининформсвязи России от 22 марта 2005 г. № 31 “Об утверждении рекомендаций по содержанию плана и экономического обоснования развития сетей связи, с использованием которых будут оказываться услуги связи”,
Приказ Мининформсвязи РФ от 25.05.2006 N 68 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере связи по исполнению государственной функции по осуществлению лицензирования деятельности в области оказания услуг связи, а также контроля за соблюдением установленных лицензионных требований и условий"

Приведенными выше нормативными актами не установлены какие-либо специальные условия получения лицензии на деятельность операторов виртуальных сетей.  Специфика лицензирования обусловлена требованием Приказа Минкомсвязи РФ от 29.12.2008 N 116 "Об утверждении Требований к оказанию услуг подвижной радиотелефонной связи при использовании бизнес-модели виртуальных сетей подвижной радиотелефонной связи", который предусматривает необходимость наличия согласованной схемы взаимодействия сети связи виртуального оператора и оператора(ов) подвижной радиотелефонной связи, инфраструктура радиодоступа которого (которых) планируется к использованию.

   Для оформления лицензии на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи соискатель лицензии MVNO должен будет представить заявление на получение лицензии на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи с приложением:

1) копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке;
2) копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц (для юридических лиц);
3) копия свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей);
4) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
5) схема построения сети связи и описание услуги связи (оформляются в виде двух приложений);
6) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за действия, связанные с лицензированием;
Государственная пошлина за предоставление лицензии составляет 2600 рублей.
7) описание сетей связи и средств связи, с использованием которых будут оказываться услуги связи;
8) план и экономическое обоснование развития сети связи ;
9) согласованной схемы взаимодействия сети связи виртуального оператора и оператора(ов) подвижной радиотелефонной связи, инфраструктура радиодоступа которого (которых) планируется к использованию
10) опись прилагаемых документов.

Дополнительно могут быть представлены:

Копия лицензии оператора(ов) подвижной радиотелефонной связи, инфраструктура радиодоступа которого (которых) планируется к использованию;

При подготовке комплекта документов необходимо обратить внимание на то, что частотный ресурс принадлежит базовому оператору. В этой связи сам виртуальной оператор не должен обращаться в ГКРЧ и представлять соответствующее решение о выделении ему полос радиочастот.   Вместе с тем, соискатель лицензии может приложить решение ГКРЧ о выделении полос радиочастот оператору подвижной радиотелефонной сети, инфраструктуру радиодоступа которого планируется использовать.

 

Законодательство о лицензировании в области связи не предусматривает особых положений, относящихся к порядку лицензирования виртуальных операторов. Общий срок рассмотрения заявки составляет 75 дней с даты поступления документов в лицензирующий орган. Однако при установлении лицензирующим органом условий лицензии должна учитываться специфика деятельности виртуальных операторов.

Общий перечень лицензионных условий определен XI Перечнем лицензионных условий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87 из которого не могут быть реализованы виртуальным оператором следующие условия:

1. Необходимость выполнения лицензиатом обязательств, которые он принял при участии в торгах (аукционе, конкурсе) на получение соответствующей лицензии.
 2. Необходимость выполнения в процессе оказания услуг условий, установленных при выделении полос радиочастот и присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала. В остальной части оператор виртуальной сети может обеспечить реализацию установленных Правительством лицензионных условий.

3.Статус виртуального оператора

Наличие лицензии на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи дает возможность оператору выступать на рынке услуг подвижной радиотелефонной связи от собственного имени, продвигать услуги под собственным брендом, осуществлять поиск абонентов, заключать с ними абонентские договоры и вести расчеты за потребляемые абонентами услуги связи.

Специфика правового статуса виртуального оператора определяется п. 2  Приказа Минкомсвязи РФ от 29.12.2008 N 116, который предусматривает, что обеспечение доступа абонентов к сети связи оператора связи, оказывающего услуги с использованием бизнес-модели виртуальных сетей подвижной радиотелефонной связи, осуществляется лицензиатом с использованием элементов сетей связи других операторов связи, имеющих необходимые лицензии. Пункт 3 тех же требований указывает на необходимость согласования схемы взаимодействия сетей связи виртуального оператора и оператора, обладающего инфраструктурой радиодоступа. Эти положения Приказа Минкомсвязи обязывают виртуального оператора создать собственный элемент сети связи в сети связи общего пользования.

Требования к построению сетей подвижной связи определены п.3.2. Приказ Мининформсвязи РФ от 08.08.2005 N 97 "Об утверждении требований к построению телефонной сети связи общего пользования". Однако их применение должно учитывать специфику деятельности виртуального оператора.

Анализ положений пунктов 19-24 Требований позволяет выделить обязательные требования к сети виртуального оператора:

1.    Размещение узла(ов) связи на территории России.
2.    Присоединение узла связи виртуального оператора с узлом связи соединенного с базовыми станциями и ретрансляторами или смежным с ним узлом.
3.    Размещение точки присоединения административном центре субъекта Российской Федерации, на территории которого функционирует сеть связи виртуального оператора.
4.    Присоединение  сети связи виртуального оператора к сети фиксированной зоновой связи в каждом из субъектов Российской Федерации, в которых функционирует сеть виртуального оператора.
5.    Присоединение сети связи виртуального оператора к сети междугородной и международной телефонной связи, средства связи которой удовлетворяют требованию о наличии функции оптимальной маршрутизации вызовов в каждом из субъектов Российской Федерации, в которых функционирует сеть виртуального оператора.
6.    В каждом из субъектов Российской Федерации, в пределах территории которого функционирует сеть связи виртуального оператора, не менее одного из узлов связи соединяется с узлом обслуживания вызовов экстренных оперативных служб, расположенным административным центром того же субъекта Российской Федерации, либо с узлом связи, имеющим соединение с данным узлом обслуживания вызовов экстренных оперативных служб.

Присоединение сети связи виртуального оператора к другим сетям связи производиться с учетом положений главы 4 Федерального закона “О связи” и Правилами присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденными Постановление Правительства РФ от 28.03.2005 N 161. В соответствии с п. 9 Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия сеть подвижной радиотелефонной связи отнесена к сети зоновой телефонной связи.

Виртуальный оператор вправе оказывать услуги присоединения операторам:

1) сетей междугородной и международной телефонной связи;
2) сетей зоновой телефонной связи;
3) сетей местной телефонной связи;
4) сетей передачи данных.

В остальном Правила присоединения регламентируют общую процедуру заключения договора присоединения, перечень условий договора, услуги присоединения и пропуска трафика которые относятся к виртуальному оператору как оператору подвижной связи, не устанавливая какой-либо специфики его статуса.

Общий механизм пропуска трафика определен Приказом Мининформсвязи РФ от 08.08.2005 N 98 "Об утверждении Требований к порядку пропуска трафика в телефонной сети связи общего пользования". Закрепление приказом Минкомсвязи бизнес модели виртуальных сетей подвижной связи не повлекло изменения к требованиями пропуска трафика.

Виртуальным операторам необходимо придерживаться той маршрутизации трафика, которая определена требованиями 98 Приказа Мининформсвязи. Вместе с тем, с применением данных требований пропуска трафика могут возникнуть сложности на практике.  Фактически в схеме пропуска трафика появилось новое звено – это сеть виртуального оператора, который использует  сети подвижной связи других операторов как для доступа к своей сети, так и для завершения вызова на сети другого оператора подвижной связи. Однако Требованиями к порядку пропуска трафика в телефонной сети связи общего пользования наличие узла связи виртуального оператора в схеме маршрутизации  не предусмотрено.
  
        Распределения нумерации для виртуальных операторов связи закреплена Приказом Минкомсвязи РФ от 30.08.2011 N 215 "О мерах по дальнейшей реализации бизнес-модели виртуальных сетей подвижной радиотелефонной связи, в части использования ресурса нумерации". 

       Приказ предусматривает несколько вариантов использование нумерации виртуальным оператором. Первый из них получение оператором собственной нумерации из следующих кодов:

DEF = 958, 959, 990 - для сетей подвижной радиотелефонной связи при использовании бизнес-модели виртуальных сетей подвижной радиотелефонной связи;

DEF = 941 - для сети подвижной радиотелефонной связи при использовании бизнес-модели виртуальной сети подвижной радиотелефонной связи, обеспечивающей функционирование системы экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС".

Другим вариантом является использование ресурса нумерации кодов географически не определяемых зон нумерации DEF, выданным операторам связи сетей подвижной радиотелефонной связи, с использованием узловых элементов сетей связи которых осуществляется оказание услуг подвижной радиотелефонной связи при использовании бизнес-модели виртуальных сетей подвижной радиотелефонной связи. В данном случае предполагается возможность передачи ресурса нумерации от оператора, обладающего инфраструктурой радиодоступа виртуальному оператору по согласованию с Россвязью. Порядок согласования определен Постановлением Правительства РФ от 13.07.2004 N 350 "Об утверждении Правил распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации".

  В отношениях с абонентами статус виртуального оператора ничем не отличается от статуса обычного оператора подвижной радиотелефонной связи. Отношения между оператором и абонентом регламентируются в рамках общих положений Гражданского кодекса, относящихся к возмездным услугам, положениями законов “О связи” и “О защите прав потребителей”, Правилами оказания услуг подвижной связи, утвержденных Постановлением Правительства  РФ от 25.05.2005 N 328.

                                                   СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Адвокат Титов Александр Сергеевич

Новости

20.03.2018

Внесены изменения в порядок регистрации СМИ Подробнее

04.10.2017

Таганский суд признал действия Роскомнадзора незаконными Подробнее

13.03.2017

Роскомнадзор поддержал доводы о неверном толковании закона О СМИ Подробнее

08.08.2016

Комментарий “ФАС взволновали цены на iPhone” Подробнее

14.07.2016

Комментарий Comnews "ВымпелКом" пошел на соглашение Подробнее

01.07.2016

Арбитраж г.Москвы отказал в иске оператора связи Подробнее

01.07.2016

Мосгорсуд отказал в жалобе Роскомнадзора Подробнее

24.05.2016

Роскомнадзор оплатит расходы на адвоката (частично) Подробнее

11.04.2016

Комментарий "Операторы не готовы хранить "весь Интернет" Подробнее

29.03.2016

Комментарий изданию Comnews Подробнее

28.03.2016

Комментарий Comnews Подробнее

15.03.2016

Google проиграл арбитраж с комментарием Подробнее

15.03.2016

Постановление кассации по возврату заявки на сми по ст. 7 закона О СМИ Подробнее

10.03.2016

Комментарий Comnews “В суд за звонки” Подробнее

02.03.2016

Арбитражный суд Московского округа отказал в жалобе Роскомнадзора Подробнее

21.02.2016

Решение Таганского суда по отказу (возврату) по ст.7 закона О СМИ Подробнее

12.02.2016

Комментарий “Судьбу Samsung решит народ” Подробнее

03.02.2016

Таганский суд Москвы удовлетворил административный иск Подробнее

28.11.2015

9 ААС подтвердил законность решения первой инстанции по крымскотатарскому телеканалу Подробнее

10.11.2015

Правительством определен перечень дополнительных документов для регистрации СМИ Подробнее