Обзор инициатив Минкомсвязи РФ по ужесточению административной ответственности

   Регулярно Минкомсвязи размещает на сайте regulation.gov.ru законопроекты, направленных на ужесточение уже существующих статей Кодекса об административных правонарушениях РФ и введению в кодекс новых видов правонарушений.  Общую тенденцию этих предложений можно охарактеризовать как увеличение размера штрафных санкций и количества составов нарушений.

  Не секрет, что действующий КоАП РФ не предусматривает значительных штрафов за нарушения  в области связи, массовой коммуникаций и информации. Так, ответственность за самовольную эксплуатации РЭС не превышает 20 тыс. рублей для юридических лиц (13.3 КоАП). За использование несертифицированных средств связи наказание для юридических лиц не превышает  40 тыс. рублей (ст.13.6 КоАП).  Изготовление и распространение незарегистрированного СМИ влечет ответственность на юридических лиц до 30 тысяч рублей (13.21 КоАП).  В последние несколько лет Кодекс был дополнен рядом составов с довольно высокими штрафами, но о них более подробно пойдет речь в следующей публикации.

  Можно отметить, что предлагаемые Минкомсвязью штрафы практически порядок выше тех,  что установлены за нарушения по этим категориям дел. Минкомсвязью размещен законопроект “О внесении изменений в статью 13.6 Кодекса Российской Федерации   об административных правонарушениях” согласно которого вместо установленного ныне штрафа за использование несертифицированных средств связи   в размере 40 000 рублей предлагается увеличить до 300 000 рублей и установить аналогичную ответственность в отношении средств связи не имеющих декларацию о соответствии.

  В другом законопроекте ответственность за нарушение порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) (ст.13.11 КоАП) в отношении юридических лиц Минокомсвязи предлагает увеличить с 10 тыс. рублей до 50 тыс. рублей. Кроме того, в отношении обработки информации, связанной с расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, а также персональных данных о судимости предлагается установить штраф до 300 000 рублей в отношении юридических лиц (13.11.1 КоАП).

    Также законопроект предусматривать два новых состава – за непредставление оператором информации и (или) доступа к сведениям, предусмотренных законодательством Российской Федерации о персональных данных и ответственность за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о персональных данных по обеспечению безопасности персональных данных.

     Еще одним примером новых составов правонарушений является законопроект о введении ответственности за нарушение требований об идентификации пользователей сети интернет  в общественных точках доступа. Согласно законопроекта, нарушение порядка идентификации пользователей услугами связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и используемого ими оконечного оборудования, а равно организация в общественных местах абонентом – юридическим лицом или абонентом – индивидуальным предпринимателем подключения к пользовательскому оборудованию (оконечному оборудованию), обеспечивающему доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» другим пользователям, без их идентификации и используемого ими пользовательского оборудования влечет ответственность для юридического лица  в размере до двухсот тысяч рублей. Повторное нарушение влечет ответственность в размере до трехсот тысяч рублей.

     Отдельно можно отметить законопроект, которым предлагается дополнить КоАП РФ десятком новых составов в отношении операторов связи. В частности установить ответственность за нарушение целостности, устойчивости функционирования и безопасности единой сети электросвязи Российской Федерации по перечню таких нарушений, установленному Правительством Российской Федерации в размере до двухсот тысяч рублей в отношении юридических лиц. Кроме того, установить ответственность за нарушение требований об осуществлении обязательных платежей, требований по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам связи, требований  трансляции обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, требований по ограничению и возобновлению доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требований обеспечения возможности круглосуточного бесплатного для пользователя вызова экстренных оперативных служб, за непредставление или предоставление недостоверной информации операторам системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб о месте нахождения пользовательского оборудования абонента, за непредставление приоритета сообщениям, касающимся безопасности человека на воде, на земле, в воздухе, космическом пространстве, а также сообщениям о крупных авариях, катастрофах, о и о стихийных бедствиях, связанным с проведением неотложных мероприятий в области государственного управления, обороны страны, безопасности государства, за несоблюдение правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, за оказание услуг связи без решения на выделение ресурса нумерации, за несоблюдение требований передачи сигналов оповещения  и (или) информирования населения в чрезвычайных ситуациях и в условиях чрезвычайного положения, за неопубликование, опубликование недостоверной информации или непредставление конкретной сопоставимой информации о текущих значениях параметров качества услуг связи.

 

       По приведенному выше перечню законодательных предложений необходимо отметить, что КоАП РФ предусматривает в ч. 3 ст. 14.1 ответственность за ведение деятельности с нарушением условий лицензии.  Согласно Постановления Правительства  РФ от 18.02.05 N 87 операторские лицензии уже содержат требования  и к соблюдению СОРМ на сетях связи, и к информированию  о базе платежей в резерв универсального обслуживания, и к соблюдению  Правил оказания услуг связи, и к обеспечению экстренного вызова спасательных служб. Таким образом, многие предлагаемые статьи воспроизводят те нарушения, за которые оператор должен преследоваться как за нарушение лицензионных условий. Однако размер штрафа  существенно возрастает.

        Ряд законопроектов Минкомсвязи связан и с ответственностью  в области СМИ. Так предлагается дополнить ст. 13.15 КоАП частью 5,  установив ответственность в отношении  юридических  лиц в размере до 1 миллиона рублей за производство и выпуск средства массовой информации, содержащего публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или материалы, публично оправдывающие терроризм, и/или другие  экстремистские материалы, и/или материалы, пропагандирующие порнографию, насилие или жестокость.

   Другим законопроектом предлагается дополнить ст.13.24 частью 4 устанавливающей ответственность для юридических лиц в размере до 200 тысяч рублей за изготовление или распространение продукции средства массовой информации, содержащей заведомо не соответствующую действительности или искаженную  информацию, повлекшую  возникновение конфликта на расовой или национальной почве.

Титов А.С. 

  

    

Новости

20.03.2018

Внесены изменения в порядок регистрации СМИ Подробнее

04.10.2017

Таганский суд признал действия Роскомнадзора незаконными Подробнее

13.03.2017

Роскомнадзор поддержал доводы о неверном толковании закона О СМИ Подробнее

08.08.2016

Комментарий “ФАС взволновали цены на iPhone” Подробнее

14.07.2016

Комментарий Comnews "ВымпелКом" пошел на соглашение Подробнее

01.07.2016

Арбитраж г.Москвы отказал в иске оператора связи Подробнее

01.07.2016

Мосгорсуд отказал в жалобе Роскомнадзора Подробнее

24.05.2016

Роскомнадзор оплатит расходы на адвоката (частично) Подробнее

11.04.2016

Комментарий "Операторы не готовы хранить "весь Интернет" Подробнее

29.03.2016

Комментарий изданию Comnews Подробнее

28.03.2016

Комментарий Comnews Подробнее

15.03.2016

Google проиграл арбитраж с комментарием Подробнее

15.03.2016

Постановление кассации по возврату заявки на сми по ст. 7 закона О СМИ Подробнее

10.03.2016

Комментарий Comnews “В суд за звонки” Подробнее

02.03.2016

Арбитражный суд Московского округа отказал в жалобе Роскомнадзора Подробнее

21.02.2016

Решение Таганского суда по отказу (возврату) по ст.7 закона О СМИ Подробнее

12.02.2016

Комментарий “Судьбу Samsung решит народ” Подробнее

03.02.2016

Таганский суд Москвы удовлетворил административный иск Подробнее

28.11.2015

9 ААС подтвердил законность решения первой инстанции по крымскотатарскому телеканалу Подробнее

10.11.2015

Правительством определен перечень дополнительных документов для регистрации СМИ Подробнее