Обзор законопроекта об усложнении регистрации СМИ (II часть)

  Разработанный проект изменений в закон “О СМИ” предлагает расширение перечня лиц, которые не могу выступать  учредителями средства массовой информации.  К таким лицам предлагается отнести некоммерческие организации, включенные в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

 

      Предлагаемые изменения устанавливают режим в отношении иностранных агентов даже более жесткий, чем закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Согласно ст. 24 закона "О некоммерческих организациях" материалы, издаваемые некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и (или) распространяемые ею, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. Таким образом, сам закон, регулирующий статус иностранных агентов, не препятствует распространению ими информации, включая массовую информацию.

 

Предлагаемые изменения также вводят ограничения на использование тех или иных наименований – государств, международных организаций и объединений, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных объединений, обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали. Эти правки в закон “О СМИ” повторяют ограничения, установленные ст. 1473 ГК РФ в отношении фирменных наименований (за исключением наименований международных и межправительственных организаций  которые были исключены из ст.1473 ГК РФ).  

 

Кроме перечисленных ограничений предлагает ограничить использование фирменных наименований юридических лиц, не являющихся учредителями (соучредителями) средств массовой информации и имени физического лица,  включающее фамилию и собственно имя,  или его псевдоним.

 

 Согласно п. 2 ст. 1473 ГК РФ фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности. Если предлагаемые правки будут толковаться применительно к случаям использования фирменного наименования с указанием на организационно-правовую форму, то особых сложностей с регистрацией СМИ не должно возникнуть т.к. указание на формы организаций в названии СМИ скорее исключение. Кроме того, фактический учредитель СМИ всегда может сначала зарегистрировать на себя организацию с нужным фирменным названием, а уже затем указать эту организацию в качестве учредителя СМИ и использовать ее название в названии СМИ.

 

Более серьезной проблемой будет использование имен физических лиц. В предлагаемом варианте всегда будет необходимо искать физическое лицо, которое даст  согласие на использование его имени в названии СМИ.

 

В развитие названных ограничений расширяются и основания к отказу в регистрации. Это и несоответствие названия требованиям ст. 7.1 закона “О СМИ” и имевший ранее факт прекращения деятельности СМИ в связи с нарушением  статьи 4 закона “О СМИ” и (или) закона «О противодействии экстремистской деятельности».

 

Также вводится такие  основания к отказу как несоблюдения требований ст. 19.1 закона “О СМИ”. С 01.01.2016 года статья 19.1 вступает в силу в новой редакции, которая исключает возможность учреждать СМИ иностранному юридическому лицо, российское юридическому лицу с иностранным участием, иностранному гражданину, лицу без гражданства, гражданину Российской Федерации, имеющему гражданство другого государства.

 

Новым основанием к отказе в регистрации СМИ может стать представление Генерального прокурора Российской Федерации, заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации. Необходимо отметить, что ни закон “О СМИ” не содержит оснований к направлению представления прокуратуры о нежелательности регистрации СМИ. Напротив, согласно ст. 24 закона “О прокуратуре” представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Согласно ст. 28 того же закона представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение. В свою очередь ст. 29 Конституции гарантирует свободу массовой информации. Цензура запрещается.

 

Таким образом, представления прокурора должно не препятствовать, а напротив обеспечивать право граждан на свободное распространение массовой информации. Однако данное основание к отказу в регистрации СМИ должно служить прямо противоположной цели.  Скорее всего на практике уже имеют место обращения прокуратуры о нежелательности регистрации того или иного СМИ.

 

 Так 18.02.2015 года Генеральная прокуратура РФ обратилась в Роскомнадзор в связи с намерением ООО “Телевизионная компания “Атлант-СВ”   зарегистрировать крымско-татарский  телеканал ATR T. После этого обращения компания не смогла зарегистрировать ни телеканал, ни сетевое издание. Также не был зарегистрирован и крымско-татарский Детский телеканал Ляле того же медиа-холдинга. В связи фактическими отказами в регистрации СМИ, за защитой своих прав учредители СМИ были вынуждены обратиться в суд.  Предлагаемые изменения в закон лишат  возможности оспаривать решение об отказе в регистрации СМИ, если оно обусловлено представлением прокуратуры. Основания к представлению прокуратуры о нежелательности регистрации средства массовой информации, предлагаемые Минкомсвязью правки, не содержат.

 

 

Титов А.С.

 

Новости

20.03.2018

Внесены изменения в порядок регистрации СМИ Подробнее

04.10.2017

Таганский суд признал действия Роскомнадзора незаконными Подробнее

13.03.2017

Роскомнадзор поддержал доводы о неверном толковании закона О СМИ Подробнее

08.08.2016

Комментарий “ФАС взволновали цены на iPhone” Подробнее

14.07.2016

Комментарий Comnews "ВымпелКом" пошел на соглашение Подробнее

01.07.2016

Арбитраж г.Москвы отказал в иске оператора связи Подробнее

01.07.2016

Мосгорсуд отказал в жалобе Роскомнадзора Подробнее

24.05.2016

Роскомнадзор оплатит расходы на адвоката (частично) Подробнее

11.04.2016

Комментарий "Операторы не готовы хранить "весь Интернет" Подробнее

29.03.2016

Комментарий изданию Comnews Подробнее

28.03.2016

Комментарий Comnews Подробнее

15.03.2016

Google проиграл арбитраж с комментарием Подробнее

15.03.2016

Постановление кассации по возврату заявки на сми по ст. 7 закона О СМИ Подробнее

10.03.2016

Комментарий Comnews “В суд за звонки” Подробнее

02.03.2016

Арбитражный суд Московского округа отказал в жалобе Роскомнадзора Подробнее

21.02.2016

Решение Таганского суда по отказу (возврату) по ст.7 закона О СМИ Подробнее

12.02.2016

Комментарий “Судьбу Samsung решит народ” Подробнее

03.02.2016

Таганский суд Москвы удовлетворил административный иск Подробнее

28.11.2015

9 ААС подтвердил законность решения первой инстанции по крымскотатарскому телеканалу Подробнее

10.11.2015

Правительством определен перечень дополнительных документов для регистрации СМИ Подробнее