Комментарий к Порядку подтверждения соответствия национальной продукции средства массовой информации требованиям, установленным в Федеральном законе «О рекламе»

 

    31.07.2015 на интернет портале правовой информации опубликован Приказ Федеральной антимонопольной службы от 1 июня 2015 г. № 405/15 "Об утверждении Порядка подтверждения соответствия национальной продукции средства массовой информации требованиям, установленным в Федеральном законе «О рекламе». Порядок принят в развитие части 14.1 статьи 14 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», которая указывает на возможность размещения рекламы на платных и/или кодированных телеканалах, преимущественно вещающих национальную телепродукцию.

   Запрет на размещение рекламы на телеканалах, распространяемых на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств был введен Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 270-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О рекламе" с 01.01.2015 года. Под введенные ограничения не попали общероссийские обязательные общедоступные телеканалы, а также телеканалы, которые вещались по лицензиям, содержащим сведения о частотах.

     Также под запрет не попали специализированные рекламные телеканалы при условии, что продолжительность рекламы составляет восемьдесят и более процентов времени фактического вещания в течение суток. В связи с вводимым запретом на рекламу у телеканалов возник спрос на покупку вещателей, обладающих частотами. Другим вариантом стала перерегистрация телеканала в рекламный, с постоянным вещанием рекламы, как правило, в виде бегущей строки.
   

    Законом от 3 февраля 2015 г. N 5-ФЗ "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О рекламе" ч.14.1 ст. 14 была изменена и запрет на рекламу, был частично снят. В новой редакции закона, распространение рекламы допускается в телепрограммах, телепередачах по телеканалам,  в случае распространения не менее чем 75% процентов национальной продукции средства массовой информации. Под национальной продукцией понимается продукция на русском языке или других языках народов Российской Федерации либо на иностранном языке (в случае, если данная продукция предназначена для российского средства массовой информации), которая произведена гражданами Российской Федерации, и (или) зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации организациями, и (или) по заказу российского средства массовой информации и российские инвестиции, в производство которой составляют не менее чем пятьдесят процентов. В качестве национальной продукции средства массовой информации признается также продукция средства массовой информации, созданного в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

    Порядок подтверждения соответствия национальной продукции средства массовой информации указанным требованиям  определяет Приказ ФАС России от 1 июня 2015 г. № 405/15. Первое на что необходимо обратить внимание это то обстоятельство, что порядок не устанавливает необходимость предварительного, т.е. до выхода ее в эфир, подтверждения продукции национальному статусу. Фактически устанавливается необходимость проверки статуса в рамках проверок ФАС – плановых и внеплановых. Плановые мероприятия могут быть проведены не ранее чем через три года после создания организации-телеканала и не ранее чем через три года после последней плановой проверки. Внеплановые проверочные мероприятия могут проводиться  только в случае:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного антимонопольным органом предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

2) поступление в антимонопольный орган обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, должностных лиц антимонопольного органа, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений обязательных требований;

3) выявление нарушений в результате проводимого должностными лицами антимонопольного органа наблюдения за соблюдением обязательных требований;

4) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) антимонопольного органа о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

         Проверка  проводится в отношении телеканала, т.е. средства массовой информации которое определяется законом “О СМИ” как  сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов (ст. 2 закона “О СМИ”). Кроме того, телеканал должен распространятся исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств.

       В соответствии со ст. 1270 ГК РФ  использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:


-сообщение в эфир, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению, за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. При сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия;

- сообщение по кабелю, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия;

- ретрансляция, то есть прием и одновременное сообщение в эфир (в том числе через спутник) или по кабелю полной и неизменной радио- или телепередачи либо ее существенной части, сообщаемой в эфир или по кабелю организацией эфирного или кабельного вещания.

  
     Применительно к телепередачам эфирного или кабельного вещания, организациям  эфирного или кабельного вещания принадлежат исключительные права на собственные телепередачи, в том числе право ретрансляцию (ст.ст. 1329-1330 ГК РФ).

  Как видно из приведенных способов использования телепрограмм,  аудиовизуальных произведений  - извлечение прибыли может иметь место, но не обязательно.  Распространение телевизионного контента может сопровождаться кодированием сигнала, но может и не сопровождаться кодированием. Следовательно, ограничение на рекламу относится только к телеканалам, взымающим плату за право просмотра телеканала. Например, по лицензионным договорам с кабельным оператором связи  либо со спутниковым вещателем. Ограничения на рекламу не могут касаться каналов, за просмотр  которых телеканал не берет платы и которые не кодируются, т.е. доступны  для приема без специальных устройств декодирования.

  Порядком установлен временной период - сутки, в течение которых объем национальной продукции должен быть не менее 75%.  Таким образом, допускается трансляция  до 6 часов  в сутки телепродукции иностранного происхождения. В рамках проверки ФАС выборка дней показа может быть за отдельный период либо отдельные дни.

    Порядок, утвержденный ФАС требует от телеканала предоставления записей эфиров в распоряжение проверяющего органа. В соответствии с со ст. 34 закона “О СМИ”, срок хранения материалов телепередач составляет не менее одного месяца со дня выхода в эфир. Таким образом, телеканал может правомерно отказать в представлении записи  эфира, давность которой превысила один месяц с даты получения запроса от проверяющего органа.

   Помимо записи эфира надзорный орган вправе запросить :

- регистрационный журнал с перечнем передач, вышедших в эфир;

- сведения о производителях продукции средства массовой информации, вышедшей в эфир в проверяемый период, включая сведения, подтверждающие гражданство физических лиц, и место регистрации юридических лиц;

- сведения о лицах, предоставивших средства для производства продукции средства массовой информации, вышедшей в эфир в проверяемый период, в том числе подтверждающие гражданство физических лиц, и место регистрации юридических лиц, в случае производства продукции средства массовой информации по заказу российского средства массовой информации;

- сведения об отнесении лица, заказавшего производство продукции средства массовой информации, вышедшей в эфир в проверяемый период, к средству массовой информации, зарегистрированному в Российской Федерации;

- договоры, финансовые документы, в том числе платежные поручения, подтверждающие объем инвестиций граждан России, СССР, РСФСР или юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации (учрежденных в установленном порядке на территории СССР, РСФСР), в общем объеме инвестиций в производство продукции средства массовой информации, вышедшей в эфир в проверяемый период (в случае, если продукция средства массовой информации произведена лицом, не являющимся гражданином России, СССР, РСФСР или юридическим лицом, зарегистрированным на территории Российской Федерации (учрежденным в установленном порядке на территории СССР, РСФСР), по заказу средства массовой информации, зарегистрированного в России, СССР, РСФСР);

- сведения о создании телеканала, доступ к которому осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств, в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

   Согласно ст. 34 закона О СМИ регистрационный журнал, фиксирующие выходы телепрограмм  телеканал должен хранить не менее одного года с даты последней записи в нем. Относительно других сведений Порядок четко не определяет перечня документов, подтверждающих эти сведения.

  Применительно  к сведениям о производителях продукции средства массовой информации необходимо обратить внимание на то, что в соответствии со ст. 2 закона “О СМИ” под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации.

   Таким образом, документами, подтверждающими сведения о производителе продукции, если продукция производиться редакцией, являющейся структурным подразделением самого учредителя или сторонней организацией, будет свидетельство о регистрации такой организации, выписка из ЕГРЮЛ. Если же редакцией является гражданин или объединение граждан – то копии паспортов либо иных документов, подтверждающих гражданство России.

    Иным вариантом подтверждение национальной телепродукции может быть установление ФАС финансирования производства продукции российским СМИ. В соответствии со ст. 22 закона “О СМИ” договором между учредителем и редакцией (главным редактором) определяются производственные, имущественные и финансовые отношения между ними: порядок выделения и использования средств на содержание редакции, распределения прибыли, образования фондов и возмещения убытков, обязательства учредителя по обеспечению надлежащих производственных и социально-бытовых условий жизни и труда сотрудников редакции. Стороной в договоре с редакцией может быть каждый соучредитель в отдельности либо все соучредители вместе.

    В случае финансирования производства продукции СМИ российским учредителем, подтверждающими документами могут быть свидетельство о регистрации организации, выписка из ЕГРЮЛ в отношении учредителей СМИ – российской организаций, копии паспортов, иных документов, подтверждающих российское гражданство в отношении учредителей СМИ – физических лиц. Кроме того, необходимо иметь договоры, финансовые документы, в том числе платежные поручения, подтверждающие российский объем инвестиций в создание продукции СМИ не менее чем наполовину. В этом случае не имеет значение гражданство/юрисдикция производителя продукция СМИ.

  Данные требования вполне исполнимы, если речь идет о современном периоде, когда СМИ, исполняя приведенные нормы закона “О рекламе”, может обеспечить комплектование и сохранность необходимых документов. Однако выполнение этих требования будет  сопряжено с большими сложностями в случае демонстрации архивных телепрограмм.

  Согласно ст. 17 закона “О бухгалтерском учете” организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Документы, подтверждающие гражданство/место регистрации производителей продукции законодательство собирать и хранить законодательством не обязывало. Таким образом, телеканалы будут вынуждены отказаться от архивных передач либо делать условно новые передачи, в которые войдут материалы прежних программ.

    Полагаю, что механизмы определения национальной продукции в части архивных программ должны были бы быть более гибкими. Например, к такой продукции могла бы быть отнесена вся продукция СМИ, выходившая русском языках и языках народов России/ССCР без перевода  до введения в действия ограничений на рекламу  телеэфире. Только в случае иностранной продукции, не выходившей в России/СССР или специально переведенной для России/СССР, необходимым условием было подтверждение российского/советского инвестирования в ее производство.

    Отдельным блоком в Порядке выделены фильмы, принадлежность к национальной продукции, которой определяется по наличию указания на Россию, РСФСР и СССР в качестве страны производства в прокатном удостоверении.  Несмотря на то, что наличие прокатного удостоверения существенно облегчает задачу доказывания принадлежности кино  и видеопродукции,  необходимо отметить, что под действия Правилами оформления и выдачи прокатных удостоверений на кино- и видеофильмы, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 N 396 не подпадали кино- и видеофильмы, созданные телевизионными компаниями самостоятельно или совместно с компаниями и фирмами других стран для демонстрации по телевидению, приобретенные ими в тех же целях у отечественных и зарубежных владельцев. Таким образом,  значительный объем телевизионной кино  и видеопродукции просто не нуждался в получении прокатного удостоверения.  Подтверждать принадлежность такой продукции будет необходимо первичными документами, которые за давностью лет просто могли не сохраниться.

   

     Отдельно указывается, что к национальной продукции средства массовой информации относится продукция средства массовой информации, произведенная непосредственно телеканалом, на котором данная продукция распространяется, если данный телеканал зарегистрирован в качестве средства массовой информации в Российской Федерации, в том числе:

- прямой эфир;

- программы в студии или вне студии телеканала, в том числе новости, интервью, развлекательные передачи, а также трансляции спортивных соревнований при сопровождении оригинальным комментарием данного телеканала.

  В этой части Порядка неясно как форма трансляции телеканала  и факт их производства, согласуется с требованием к производителю/инвестору продукции СМИ. Согласно ст. 19.1 закона “О СМИ” иностранная организация не может быть учредителем телеканала. Однако совершенно не обязательно,  что учредитель сам сформирует редакцию как структурное подразделение. Это может быть, как упоминалось, и отдельное юридическое лицо, гражданин, объединение граждан. Готовить и выпускать прямой эфир должна редакция, которая по действующему закону “О СМИ” может являться иностранной организацией/иностранным гражданином/объединением иностранных гражданам. Только в случае финансирования деятельности редакции телеканала российским учредителем могут быть выполнены требования закона. Если же редакция находиться на самофинансировании общие требования к производителю и производству продукции СМИ должны быть соблюдены в полной мере.

 

Титов А.С.

 

Новости

20.03.2018

Внесены изменения в порядок регистрации СМИ Подробнее

04.10.2017

Таганский суд признал действия Роскомнадзора незаконными Подробнее

13.03.2017

Роскомнадзор поддержал доводы о неверном толковании закона О СМИ Подробнее

08.08.2016

Комментарий “ФАС взволновали цены на iPhone” Подробнее

14.07.2016

Комментарий Comnews "ВымпелКом" пошел на соглашение Подробнее

01.07.2016

Арбитраж г.Москвы отказал в иске оператора связи Подробнее

01.07.2016

Мосгорсуд отказал в жалобе Роскомнадзора Подробнее

24.05.2016

Роскомнадзор оплатит расходы на адвоката (частично) Подробнее

11.04.2016

Комментарий "Операторы не готовы хранить "весь Интернет" Подробнее

29.03.2016

Комментарий изданию Comnews Подробнее

28.03.2016

Комментарий Comnews Подробнее

15.03.2016

Google проиграл арбитраж с комментарием Подробнее

15.03.2016

Постановление кассации по возврату заявки на сми по ст. 7 закона О СМИ Подробнее

10.03.2016

Комментарий Comnews “В суд за звонки” Подробнее

02.03.2016

Арбитражный суд Московского округа отказал в жалобе Роскомнадзора Подробнее

21.02.2016

Решение Таганского суда по отказу (возврату) по ст.7 закона О СМИ Подробнее

12.02.2016

Комментарий “Судьбу Samsung решит народ” Подробнее

03.02.2016

Таганский суд Москвы удовлетворил административный иск Подробнее

28.11.2015

9 ААС подтвердил законность решения первой инстанции по крымскотатарскому телеканалу Подробнее

10.11.2015

Правительством определен перечень дополнительных документов для регистрации СМИ Подробнее